Система образования
Дополнительно
Новости

Вопросы снижения бюрократической нагрузки на учителей обсудили за круглым столом

     Дискуссия о том, как педагогов региона избавляют от бумажной волокиты, состоялась в Институте регионального развития 18 мая 2017 года.
  За «круглым столом» с сотрудниками пензенского Министерства образования, Института регионального развития и профсоюзной организации собрались представители образовательных организаций Пензенской области, специалисты городских и районных управлений образования.
  «Совсем ликвидировать планирование и отчетность не возможно. Но как оптимизировать эту нагрузку, чтобы рабочее время учителя больше высвобождалось для творческой работы и для работы непосредственно с учащимися, – обратилась к участникам мероприятия ректор Института регионального развития Ольга Федосеева. - Для нас интересно и важно мнение самих учителей и тех, кто ежедневно наблюдает за их работой», - подчеркнула она.
   Директор Центра мониторинга и анализа образования Института регионального развития  Татьяна Репина рассказала о ходе работы по проекту «Дебюрократизация системы образования», который уже третий год реализуется в Пензенской области.
  «Основным инструментом дебюрократизации в школе является региональная информационная система (ЭСО Пензенской области). Постоянно действующие формы сбора информации помогают существенно сократить число запросов, направляемых в образовательные организации. К тому же ЭСО позволяет практически отказаться от обмена информацией на бумажных носителях», - сообщила Татьяна Юрьевна.
   Облегчить жизнь учителям, помимо электронной системы образования, помогает оптимизация внутришкольной документации, внутришкольных взаимодействий участников образовательного процесса и повышение профессиональных компетенций учителей, в том числе в области информационно-коммуникативных технологий.
    Татьяна Репина представила участникам результаты анкетирования учителей об их восприятии мер по снижению бюрократической нагрузки. Итоги мониторинга показывают, что помимо практических мер, значительную роль играет «человеческий фактор», ответственность и аккуратность в процессе предоставления сведений для ЭСО. А подходы к этому процессу в школах региона разные, не всегда эффективные.
   «Региональная информационная система решает проблемы регионального и муниципальных масштабов, когда запросы отчетов исходят от учредителей или Министерства образования. А вот система документооборота внутри школы, к сожалению, практически не подверглась эволюции. В каждой школе необходимо на уровне педагогического совета обсудить этот вопрос и прийти к общему знаменателю относительно того, какую же документацию ведет учитель, и какие отчетные формы ведет классный руководитель», - подчеркнул заместитель начальника Управления кадровой политики и организационно-правовой работы Андрей Сафронов.
   По его словам, экспертные выезды в школы области показали, что вопрос предоставления педагогами внутришкольной документации подчас либо не урегулирован вовсе, либо урегулирован с нарушениями.
    Итогом «круглого стола» стало формулирование ряда предложений.
  Учредителям образовательных организаций (муниципальным органам, осуществляющим управление в сфере образования):
- проверить наличие и содержание локальных актов, регламентирующих деятельность педагога (должностные инструкции, положения, функциональные обязанности и т.п.), оказать методическую помощь в их доработке;
- активнее рекомендовать к использованию информационные технологии;
- провести анализ состояния материально-технического оснащения школ информационными ресурсами и реальной скорости Интернета в общеобразовательных организациях.
    Руководителям общеобразовательных организаций:
- подробно ознакомить педагогов и обсудить действующие «Должностные инструкции учителя», «Положение о классном руководстве» и т.п., внести изменения в случае необходимости;
- привести сайты образовательных организаций в части содержательного наполнения в соответствие с существующими требованиями;
- обеспечить актуальность информации, размещенной на сайтах школ;
- назначить лиц, ответственных за внесение данных в РИСО и на сайт школы, осуществлять им доплату за счет фонда стимулирующих выплат.
    Проектному офису:
- расширить базу образовательных организаций РИСО (учреждения дополнительного и профессионального образования);
- организовать консультирование и обучение школьных операторов РИСО;
- разработать предложения для оптимизации межведомственного взаимодействия в части запроса и предоставления информации;
- провести мониторинг потребности учителей в курсах повышения квалификации, содержащих разделы по повышению ИКТ–компетенций,  обучающих работе на региональных информационных ресурсах.
Назад